|
Главная - Наука - История
Каркейль Томас - Французкая революция Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 303 Размер файла: 2149 Кб Страницы: «« « 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 » »» указания, говорят жирондисты. Питт подкупил анархистов; Марат - агент Питта;
отсюда и продажа сахара. С другой стороны, Якобинскому клубу ясно, что нужда
искусственная, это дело жирондистов и им подобных, дело кучки людей, частью
продавшихся Питту и всецело преданных своему личному честолюбию и
жестокосердому крючкотворству; они не хотят установить таксы на хлеб, а
неотступно болтают о свободной торговле, потому что хотят толкнуть Париж на
насилия и поссорить его с департаментами; отсюда и продажа сахара.
Но что, если к этим двум достопримечательностям - к этому факту и
теориям его - мы прибавим еще и третье? Ведь французская нация уже в течение
нескольких лет верила в возможность, даже в неизбежное и скорое наступление
всемирного Золотого Века, царства Свободы, Равенства и Братства, в котором
человек человеку будет братом, а горе и грех исчезнут с земли. Нет хлеба для
еды, нет мыла для стирки, а царство полного счастья уже у порога, раз
Бастилия пала! Как горели наши сердца на празднике Пик, когда брат бросался
на грудь к брату и в светлом ликовании 25 миллионов разразились кликами и
пушечным дымом! Надежда наша была тогда ярка, как солнце; теперь она стала
злобно красной, как пожирающий огонь. О боже, что за чары, что за
дьявольское наваждение делают то, что полное счастье, которое так близко,
что до него рукой подать, никогда, однако, нельзя схватить, а вместо него
лишь раздоры и нужда? Одна шайка предателей за другой! Трепещите, изменники;
бойтесь народа, называющегося терпеливым, многострадальным, он не может
вечно покоряться тому, чтобы у него вытаскивали таким путем из карманов
Золотой Век!
Да, читатель, в этом-то и чудо. Из этой вонючей свалки скептицизма,
чувственности, сентиментальности, пустого макиавеллизма действительно
выросла такая вера, пылающая в сердце народа. Целый народ, живущий в
глубокой невзгоде, проснувшись к сознательности, верит, что он у преддверия
братского рая на земле. Он протягивает руки, стремится обнять невыразимое и
не может сделать это по известным причинам. Редко бывает, чтобы про целый
народ можно было сказать, что он имеет какую-нибудь веру, за исключением
веры в те вещи, которые он может съесть или взять в руки. А когда он
получает какую-нибудь веру, то история его становится захватывающей,
замечательной. Но с того времени, когда вся вооруженная Европа разом
содрогнулась при слове отшельника Петралежало тело Господне, не было сколько-нибудь заметного всеобщего импульса
веры. С тех пор как смолкло протестантство, ни голос Лютера, ни барабан
Жижкикак последний из камеронианцев (Ренвик было его имя; слава имени храброго)
пал, убитый на крепостном валу в Эдинбурге, среди наций не было даже
частичного импульса веры, пока наконец вера не проснулась во французской
нации. В ней, повторяем, в этой изумительной вере ее, и заключается чудо.
Это вера, несомненно, самого чудесного свойства даже среди других вер, и она
воплотится в чудеса. Она душа этого мирового чуда, называемого Французской
революцией, перед которой мир до сих пор исполнен изумления и трепета.
из руководителей крестьянского ополчения в первом крестовом походе.
полководец. Участник Грюнвальдской битвы 1410 г. С 1420 г. гетман таборитов.
Впрочем, пусть никто не просит историю объяснить посредством изложения
причин и действий, как шло дело с этих пор. Борьба Горы и Жиронды и все
последующее есть борьба фанатизма с чудесами, причины и последствия которой
не поддаются объяснению. Шум этой борьбы представляется уму как гул голосов
обезумевших людей; даже долго прислушиваясь и вникая, в нем различаешь мало
членораздельного, а только шум сражения, клики торжества, вопли отчаяния.
Гора не оставила мемуаров; жирондисты оставили их, но мемуары Жиронды
слишком часто представляют собой не более чем протяжные возгласы: "Горе
мне!" и "Будьте вы прокляты!" Если история может философски изобразить все
стадии горения зажженного брандеразадачу. Здесь был слой горной смолы, там слой серы, а вот в каком
направлении проходила жила пороха, селитры, скипидара и порченого жира, это
история могла бы отчасти знать, будь она достаточно любознательна. Но как
все эти вещества действовали и воздействовали под палубами, как один слой
огня влиял на другой благодаря своей собственной природе и искусству
человека, теперь, когда все руки в яростном движении и пламя лижет паруса и
стеньги, высоко взвиваясь над ними, - в это история пусть и не пытается
проникнуть.
которое поджигали и пускали по ветру или течению на неприятельские корабли.
Брандер этот - старая Франция, старая французская форма жизни; экипаж
его -целое поколение людей. Дико звучат их крики и неистовства, похожие на
крики духов, мучимых в адском огне. Но разве они не отошли уже в область
прошлого, читатель! Брандер и они сами, пугавшие мир, уплыли прочь; пламя
его и его громы исчезли в пучине времени. Поэтому история сделает только
одно: она пожалеет людей, всех людей, ибо всех постигла горькая доля. Даже
Неподкупному с серо-зеленым лицом не будет отказано в сострадании, в
некотором человеколюбивом участии, хотя это и потребует усилий. А теперь,
раз так многое уже целиком достигнуто, остальное пойдет легче. В глазах
равного ко всем братского сострадания бесчисленные извращения рассеиваются,
преувеличения и проклятия отпадают сами собой. Стоя на безопасном берегу, мы
пристально смотрим, не окажется ли чего-нибудь для нас интересного и к нам
применимого.
"Глава вторая. ЛЮДИ В ШТАНАХ И САНКЮЛОТЫ"
Гора и Жиронда теперь в полной ссоре; их взаимное озлобление, говорит
Тулонжон, превращается в "бледную" злобу. Замечательное, печальное явление:
у всех этих людей на устах слово "республика", в сердце каждого из них живет
страстное желание чего-то, что он называет "республикой", и, однако,
посмотрите, какая между ними смертельная борьба! Но именно так созданы люди.
Они живут в недоразумении, и, раз судьба соединяет их вместе, недоразумения
их различны или кажутся им различными! Слова людей плохо согласуются с их
мыслями; даже мысль их плохо согласуется с внутренней, неназываемой тайной,
из которой рождаются и мысль и действие. Ни один человек не может объяснить
себя, не может быть объясненным; люди видят не друг друга, а искаженные
призраки, которые они называют друг другом; они ненавидят их и борются с
ними, ибо верно сказано, что всякая борьба есть недоразумение.
Ведь, в самом деле, сравнение с брандером наших бедных братьев
французов, таких пламенных и тоже живущих в огненной стихии, не лишено
Страницы: «« « 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |