Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тит Ливий - История Рима с основания города

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 140
Размер файла: 909 Кб
Страницы: «« « 3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  » »»

помнили, что в свое время Таций переместил в Рим часть их собственных
воинских сил и что вдобавок римское государство еще усилилось недавним
присоединением альбанского народа, а потому и сами стали осматриваться
вокруг в поисках внешней помощи. (7) Этрурия была по соседству, ближе всех
из этрусков - вейяне. Там еще не остыло после прежних войн озлобленье, умы
были особенно возбуждены и склонны к измене, и поэтому оттуда сабиняне
привлекли добровольцев, а кое-кого из неимущего сброда соблазнила плата. Но
от вейского государства сабиняне никакой помощи не получили, и вейяне
остались верны условиям договора, заключенного с Ромулом (то, что прочие
этруски не помогли сабинянам, не так удивительно). (8) Так обе стороны
всеми силами готовились к войне, исход которой, казалось, зависел от того,
кто нападет первым. Тулл, опережая противника, вторгся в Сабинскую область.
(9) Жестокая битва произошла близ Злодейского леса, и победою римляне
обязаны были не столько мощной пехоте, сколько недавно пополнившейся
коннице. (10) Внезапным ударом всадники смяли ряды сабинян, которые не
смогли ни устоять в битве, ни без больших потерь спастись бегством.

31. (1) После победы над сабинянами, когда и царь Тулл, и все римское
государство были в великой славе и великой силе, царю и отцам донесли, что
на Альбанской горе шел каменный дождь. (2) Так как этому почти невозможно
было поверить, послали людей взглянуть на небывалое знамение, и на их
глазах, совсем как гонимый ветрами на землю град, без счета сыпались с неба
камни. (3) Посланные будто бы услышали даже громовой голос с самой вершины
горы - из рощи, повелевавший, чтобы альбанцы, по отеческому обычаю,
совершали жертвоприношения, о которых они забыли (как будто боги были
брошены вместе с отечеством), и либо усвоили римские обряды, либо - как это
часто бывает,- разгневавшись на судьбу, вовсе бросили почитать богов101.
(4) Римляне из-за этого знамения тоже устроили девятидневное общественное
священнослуженье - то ли, как передают иные, вняв небесному гласу с
Альбанской горы, то ли по совету гаруспиков102; во всяком случае, и до сих
пор всякий раз, как донесут о таком знамении, устанавливаются девять
праздничных дней.
     (5) Немногим позже пришло моровое поветрие. Оно принесло с собой
нежелание воевать, но воинственный царь не разрешал выпускать оружие из рук
и был даже уверен, что здоровью молодежи военная служба полезней, чем
пребывание дома. Так длилось до тех пор, покуда и сам он не был разбит
долгой болезнью. (6) Тут вместе с телом был сломлен и его свирепый дух, и
тот, кто раньше ничто не считал менее царственным, чем отдавать свои
помыслы священнодействиям, теперь вдруг стал покорен всему - и важным
предписаниям благочестия, и жалким суевериям,- обратив к богобоязненности и
народ. (7) Все уже тосковали по временам Нумы и верили, что нет от болезни
иного средства, кроме как испросить у богов мир и прощенье. (8) Передают,
что царь сам, разбирая записки Нумы, узнал из них о неких тайных
жертвоприношениях Юпитеру Элицию и всецело отдался этим священнодействиям,
но то ли начал, то ли повел дело не по уставу; и не только что никакое
знамение не было ему явлено, но неверный обряд разгневал Юпитера, и Тулл,
пораженный молнией, сгорел вместе с домом. Царствовал он с великой воинской
славой тридцать два года.

32. (1) По смерти Тулла вновь, как установилось искони, вся власть перешла
к отцам и они назначили интеррекса. На созванном им сходе народ избрал
царем Анка Марция103; отцы утвердили этот выбор. Анк Марций был внуком царя
Нумы Помпилия, сыном его дочери. (2) Едва вступив на царство, он, памятуя о
дедовской славе и единственной слабости прекрасного в остальном предыдущего
царствования - упадке благочестия и искажении обрядов, а также полагая
важнейшим, чтобы общественные священнодействия совершались в строгом
согласии с уставами Нумы, приказал понтифику извлечь из записок царя все
относящиеся сюда наставленья и, начертав на доске, обнародовать. Это и
гражданам, стосковавшимся по покою, и соседним государствам внушило
надежду, что царь вернется к дедовским нравам и установленьям.
     (3) И вот латины, с которыми при царе Тулле был заключен договор,
расхрабрились и сделали набег на римские земли, а когда римляне потребовали
удовлетворенья, дали высокомерный ответ в расчете на бездеятельность нового
царя, который, полагали они, будет проводить свое царствование меж святилищ
и алтарей. (4) Анк, однако, был схож нравом не только с Нумою, но и с
Ромулом; сверх того, он был убежден, что царствованию его деда, при
тогдашней молодости и необузданности народа, спокойствие было гораздо
нужнее и что достойного мира, который достался его деду, ему, Анку, так
просто не добиться: терпенье его испытывают, чтобы, испытав, презирать, и,
стало быть, время сейчас подходящее скорее для Тулла, чем для Нумы. (5) Но,
чтобы установить и для войн законный порядок, как Нума установил обряды для
мирного времени, и чтобы войны не только велись, но и объявлялись по
определенному чину, Анк позаимствовал у древнего племени эквиколов то
право, каким ныне пользуются фециалы104, требуя удовлетворения.
     (6) Посол, придя к границам тех, от кого требуют удовлетворения,
покрывает голову (покрывало это из шерсти) и говорит: "Внемли, Юпитер,
внемлите рубежи племени такого-то (тут он называет имя); да слышит меня
Вышний Закон. Я вестник всего римского народа, по праву и чести прихожу я
послом, и словам моим да будет вера!" (7) Далее он исчисляет все требуемое.
Затем берет в свидетели Юпитера: "Если неправо и нечестиво требую я, чтобы
эти люди и эти вещи были выданы мне, да лишишь ты меня навсегда
принадлежности к моему отечеству". (8) Это произносит он, когда переступает
рубеж, это же - первому встречному, это же - когда входит в ворота, это же
- когда войдет на площадь, изменяя лишь немногие слова в возвещении и
заклятии. (9) Если он не получает того, что требует, то по прошествии
тридцати трех дней (таков установленный обычаем срок) он объявляет войну
так: (10) "Внемли, Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги небесные, и вы,
земные, и вы, подземные,- внемлите! Вас я беру в свидетели тому, что этот
народ (тут он называет, какой именно) нарушил право и не желает его
восстановить. Но об этом мы, первые и старейшие в нашем отечестве, будем
держать совет, каким образом нам осуществить свое право". Тут посол
возвращается в Рим для совещания.
     (11) Без промедления царь в таких примерно словах запрашивает отцов:
"Касательно тех вещей, требований, дел, о каковых отец-отряженный римского
народа квиритов известил отца-отряженного старых латинов и самих старых
латинов; касательно всего того, что те не выдали, не выполнили, не
возместили; касательно всего того, чему надлежит быть выданным,
выполненным, возмещенным, объяви, какое твое сужденье" - так он обращается
к тому, кто подает мнение первым. (12) Тот в ответ: "Чистой и честной
войной, по суждению моему, должно их взыскать; на это даю свое согласье и

Страницы: «« « 3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тит Ливий, История Рима с основания города