Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Томилов В.В. - Маркетинг рабочей силы

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 80
Размер файла: 377 Кб
Страницы: «« « 57   58   59   60   61   62   63   64   65  66   67   68   69   70   71   72   73   74   75  » »»

  
    данные службы занятости.

Эти разделы дают представление о списках документов - носителей информации,
входящих в раздел, содержали сведения о периодичности поступления
информации и возможных ее источниках. В подготовленный пакет включены также
образцы форм заполнения документов - носителей маркетинговой информации.

Помимо экономической, необходимо собрать социологическую информацию,
которая позволяет получить данные не фиксируемые официальной статистикой и
органами управления на рынке труда. Социологическая информация более
оперативна, и в силу этого ее анализ дает возможность выявить зарождающиеся
тенденции на рынке труда, отслеживать формирование новых качеств и структур
рынка труда. Социологические методы позволяют при разработке прогнозов
опираться не только на тенденции прошлого, но и на экспертные оценки
будущего, что создает основу для много вариантных прогнозов.
Социологические исследования вскрывают субъективную сторону человеческой
деятельности и отношений, определяют поведенческие ориентации, без чего
анализ ситуации на рынке труда будет неполным. С их помощью можно вскрыть
существующие резервы для смягчения ситуации на рынке труда, оценить
инновационные мероприятия по трудоустройству высвобождаемых работников,
эффективность принимаемых управленческих решений, мер социальной защиты
населения и содействия занятости. Но проведение социологических
исследований на рынке труда в нашей стране затруднено рядом обстоятельств,
важнейшими из которых выступают: относительная дороговизна и трудоемкость
исследований; дефицит высококвалифицированных кадров социологов в органах
государственной службы занятости; отсутствие отработанной технологии
социологического обеспечения рынка труда. Следствием этих причин может быть
получение социологических данных невысокой надежности и достоверности.
Однако, учитывая значимость социологической информации для целей
маркетинга, необходимо развитие социологических исследований как
неотъемлемого элемента прогнозно-аналитической работы на рынке труда.

Сбор социологической информации осуществляется такими широко
распространенными методами как наблюдение, анкетный опрос, интервью,
экспресс-опросы, контент-анализ; метод экспертных оценок, социометрические
методы, эксперимент.

Наблюдение, процедуры которого складываются из ответов на вопросы "Что
наблюдать?", "Как наблюдать?", является незаменимым источником информации
на начальной стадии маркетингового исследования. Весьма универсален метод
опроса, который позволяет получать информацию о внутренных побуждениях и
субъективных оценках людей. При опросе по анкете (анкетирование)
предлагается жестко фиксированный порядок, форма и содержание вопросов,
ясное указание способов ответов, причем ответ может регистрироваться
респондентом наедине с собой (заочный опрос) или в присутствии анкетера
(прямой опрос). Он может проводиться в группе, индивидуально, по почте,
телефону или анкете, напечатанной в средствах массовой информации.
Достоинством этого метода выступает получение с его помощью значительного
объема эмпирической информации в короткие сроки. Анонимность анкетного
опроса способствует получению более надежной информации. Надежность и
достоверность информации, получаесмой этим методом, в значительной мере
зависит от конструирования вопросов анкеты, места проведения опроса,
мастерства анкетера. На рынке труда анкетирование целесообразно проводить
при массовых опросах работников, занятых в народном хозяйстве, учащихся и
выпускников учебных заведений, безработных, незанятых и т.д. С помощью
анкетного опроса можно получить информацию по широкому кругу вопросов,
например, выяснить социальное самочувствие отдельных категорий граждан,
обращающихся в службу занятости, профессионально трудовую устойчивость
занятых, поведенческие ориентации молодежи, вступающей в трудовую жизнь.

Среди небольших групп граждан, а также в ситуации, где имеет место прямой
контакт работника службы занятости с клиентом, предпочтительнее опрос
проводить в форме интервью - беседы по определенному плану. Преимущество
этого метода в том, что в ходе его проведение возможно учесть отношение
опрашиваемого к теме опроса гибко менять формулировки с учетом личности
респондента, ставить уточняющие и дополнительные вопросы и др. При помощи
интервью с безработными, например, можно выяснить их настрой, ожидания и
опасения, с которыми они приходят в службу занятости, готовность к
профессиональному переобучению и т.д.

Методом экспресс-анализа можно выявить реакцию на опрашиваемое событие
(например, мнение сотрудников службы занятости о целесообразности
структурных преобразований). Можно рекомендовать проведение
экспресс-опросов в мониторинговых иследованиях для получения оперативной
информации, ее накопления и определения динамики изменения изучаемого
объекта.

Для работы с документами (например, карточками персонального учета граждан,
ищущих работу) можно использовать контент-анализ. Этот метод позволяет
оценить результативность усилий службы занятости по трудоустройству,
степень соответствия каждого из предложений по трудоустройству требованиям,
предъявляемым клиентом к работе, причины отказа от предложений и т.п.
Другой возможностью использования метода контент-анализа является обработка
открытых вопросов заполненных анкет.

Суть метода экспертных оценок состоит в опросе специально отобранных
наиболее компетентных лиц относительно состояния и тенденций развития
объекта исследования или отдельных его сторон. Этот метод можно
рекомендовать для прогнозирования, оценки реального состояния ситуации на
рынке труда или определения путей решения наиболее актуальных внутренних
проблем функционирования региональной службы занятости. Вариантами процедур
по данному методу могут выступать дискуссии, "мозговые атаки",
многоступенчатый опрос и др.

Наконец, возможно (правда, в весьма ограниченных рамках) использование на
рынке труда и социометрических методов. Они могут быть рекомендованы при
формировании новых подразделений служб занятости, при выявлении лидеров и

Страницы: «« « 57   58   59   60   61   62   63   64   65  66   67   68   69   70   71   72   73   74   75  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Томилов В.В., Маркетинг рабочей силы